Что может и чего не может Молчаливый Боб.

Недавно читал на офф форуме интересную тему, где известный американский игрок за протекторат Brian White отвечал на всевозможные вопросы.

Вопросы там были самые разные, но больше всего мне понравилось достаточно всесторонний обзор возможностей Боба (pReclaimer). Хочу в этом посте структурировать почерпнутую информацию, а также дополнить ее собственными наблюдениями.

Brian играет за протекторат уже черт знает сколько лет, и он пишет, что Боб — его любимый кастер. У меня тоже есть некоторый опыт: я же отыграл за Боба последний год, свозил его на WTC (правда, только вторым номером, против определенных матчапов). Поэтому за основу я возьму мировой опыт, который я затем дополню своими соображениями.

Важное дополнение: этот текст не стоит рассматривать как гайд о Бобе для новичка. Этот текст интересен тем, кто уже самостоятельно прочитал его карточку, разобрался в его правилах и даже сыграл им несколько игр. А теперь думает: «А что он может еще?» или «А как им играть лучше?».

Reclamer

С кем Боб играет?

Брайн пишет, что Боб играет отлично с большинством вармаш фракций и приемлемо — с большинством орд. Но Харби попросту лучше против всех орд, поэтому рассматриваем Боба как кастера, заточенного на вармаш. Я брал его играть с Сигнаром и некоторыми вариантами Крикса, так что тут полностью и всецело поддерживаю мнение коллеги.

  • Сигнар. Все отлично, Брисби на самом деле не опасен. Напрягают только специфические заточенные листы, например, эХейли с двумя пачками Pressganger’ов, делающих кучу Remove from play.
    Тут я не совсем согласен с западным коллегой. Куча тестов в Димой (Халанским) и опыт WTC показывает, что с пХейли на двух Колоссах Боб играет довольно ровно. Без чаржей разобрать колоссов тяжело. Кони (Vengers) дают Бобу определенное преимущество, если они есть в листе. Возможно, Брайн решает этот вопрос бОльшим количеством дебафферов (он использует комбу Аяна + Горман под увеличенным тритом от артиллериста). Я такую сборку еще опробовать не успел.
  • Крикс. Все неоднозначно. Вот тут я согласен!!! Боб хорошо играет с Асфи, он либо ловит его на КК после эскарнейта, либо переигрывает на attrition. Хуже с обеими Денеграми: он может поймать их на КК,  если они будут агрессивно играть, но attrition проигрывает. Особенно против еДенни, у нее есть RFP на Hellmouth. С пСкаррой все хорошо. Скорее всего фит будет дефенсивный, после него просто надо минимизировать количество потерь, грамотно закрывшись облаками.
    еАсфик — это один из тех матчапов, ради которого я брал Боба вторым кастрером. Так что полностью соглашусь. Да, возможен list chicken против пары Денегра2/Асфи2. Но все равно Боб — один из лучших ответов.
    Еще Брайн пишет, что Blood Witch очень портит всю игру Боба против Асфи, буквально, было 80/20, а стало 50/50. Почему я пока не понял 🙁
  • Кадор. Тут тоже все неплохо. Могут быть проблемы с Владом2, Бабкой с Бегемотом и Ируском2. Зато Бутча3 Боб должен съедать. То же самое, кстати, мне говорил и Перкинс. Но Харби тут надежнее, она со всем Хадором играет нормально.
    Я честно сам Боба в хадор не наигрывал. Мои изыскания остановились на том, что Харби сюда заходит получше. Я, честно говоря, не понимаю, как может не быть проблем против тонны бущенных спреев под Iron Flesh.
  • Протекторат. Брайн пишет, что Боб может все, кроме еСевериуса. Харби, в общем-то, не хуже, может все, кроме еФеоры. Про Харби я склонен согласиться, в вот про Боба не проверял, да и еСевой у нас не очень играют.
  • Конвегеренция.  Легко. Вот тут я удивился. Выставлять кастера, где половину работы делает отряд с POW 11 ружьем и P+S 10 в мили, против толпы железа. Ну не знаю. Да, отряды подчистую ему вынести легче, чем с Харби, но рекурсия — это только один существующих техов Конвегерентов.  Скорее всего, фишка в том, что Конвегеренции эту толпу тоже особо нечем жевать. Сам, честно говоря, даже не пробовал ни разу.
  • Мерки. Брайн пишет, что Боб может все, кроме Thexus. Тут сложно что-то добавить, т.к. Thexus у нас пока только у Сники в планах, да и Харби тут точно не хуже закрывает матчап.
  • Ретрибуция. Тут Боб не играет. Совсем. Ravyn его съедает, даже не тировая, а тировая так еще и глумится при этом.
  • Орды. Их детально расписывать уже не буду. В целом: в орды он тоже может. В Каландру — зависит от состава, но может. В скорнов его можно ставить. Я даже наигрывал им Легион. Он может, если нет Скитианов. А вот эМорванну не может, пишет Браин.

Итого. Получается универсальный кастер, закрывающий практически весь Вармаш, за исключением Ретри и небольшого числа других ограничений. Более того, кастер имеет свой неповторимый, в рамках Протектората, стиль игры. Минус тут в том, что ему нужны уникальные юниты. Но зато это дает большое преимущество в игре. Оппонент находится в невыгодном положении, когда ему надо выбрать лист против двух принципиально различных вариантов. Это, кстати одна из причин, по которым я брал его вторым на WTC. И это работает. Например, тот же Перкинс на мой вопрос, почему еСорша, а не Бутчер3, ответил, что Бутчер3 — это автослив против Боба. В итоге я играл Харби с более удобным для меня листом.

Кто с ним играет.

Как ни крути, но ключевым отрядом в армии Боба являются Идрианцы. Да, больше они нигде не играют, но тут синергия просто огромная. Они есть во всех сборках. С Prey, кучей атак и кучей саппорта, будучи спрятанными за облаками, они могут все. От ломания хеви под Аяной/Гоманом и Prey до кастеркила на 20+ дюймов под фитом. Но обо всем по порядку.

Стрельба – да, стрельба — зачастую ключевой элемент в листе Боба. За счет безнаказанной стрельбы из-за облаков мы получаем преимущество в attrition на первых ходах. Стрельбой нередко мы делаем кастеркилы.

  • Идрианцы. Они могут работать в мили, но в первую очередь это стрелки.
  • Гастон. Подойти, сделать 2 бущенные магические атаки, а потом уйти обратно. Всего за 3 очка. Да его делали под Боба!
  • Хольт и Аяна. Конечно, Аяна в этой паре важнее. Но стрельбу организовывает Хольт.
  • Тайрин. Ее умение стрелять в мили помогает против джема, прибежавшего в идрианцев. Одно но: низкая сила. Чтобы снимать джем, часто можно стрелять с места, так что с точностью все ОК.

Хевихитеры – они нужны нам, чтобы разбирать что-то совсем крепкое, например, Колоссы. Кроме того, они должны освобождать наших стрелков от джема.  Обычно их много не надо, если это не заточка на пХейли, например.

  • Самый популярный вариант — это Бастионы. Один, а лучше 2 отряда. Blessed на оружии компенсирует отсутствие пурификации, а невероятная живучесть может быть решающим фактором в лейт гейме, когда их просто уже нечем убить. Неторопливость они компенсируют тем, что доходят под облаками. В качестве бонуса они могут скринить как никто другой. Стрельбой не убрать. Не протремплить, одного не выбить.
  • Венджеры. Также Blessed, гораздо больший threat не позволяет оппоненту безнаказанно сближаться. Куча атак: mount импактами + сам всадник.  +2 на попасть по пехоте с чарджа. Но живучесть у них меньше. На мой взгляд, гораздо более гибкий, но вместе с тем более сложный атакующий инструмент, чем Бастионы. Иными словами, пехие рыцари — более оборонительный вариант, а конные — более атакующий.
  • Ровен и ко. Так же проходят в разряде хевихитеров. Два телохранителя могут внести получше тех же Бастионов. Но их всего двое, и атак всего две. Зато +1 скорость. И сам Ровен с кучей абилок как бонус.

Батл группа. Существует всего два рабочих варианта: Девоут или Ванквишер. Девоут — это саппорт и шилдгард, спасать ценных соло. Ванк -зажигающий шаблон, а с вассалом — целых два. Хор не нужен.
В целом вариант с Девоутом полезнее и популярнее. Боб хлипкий, потерять его несложно.

Саппорт — За счет облаков многие соло, страдающие хлипкотью и одноразовостью, могут жечь. Пользуясь этим, иногда на Бебе даже соломашину делают.

  • Аяна с Хольтом и/или Горман. Увеличение дамага очень нужно листу. Кто-то один из этих двух абсолютно необходим. Eсли свободны оба, то берем обоих, несмотря на нерф Гормана.
  • Орин/книга. Обязательно что-то одно, чтобы запрещать колдовать. Обоих брать смысла нет. Вобще, конечно, книга как саппорт получше. Но Орин тоже не промах, может молнией бахнуть если что, да еще и выжить после этого.
  • Вреки/Иерофант. Что-то одно очень надо, иначе на первый ход не хватает облаков. Вобще, иерофант сильно лучше, +2 к дальности спелов очень полезно Бобу в 20 фоках, убивающего спелами вражеского кастера.
  • Руперт. Обязательный товарищ. Очень надо иметь возможность дать Fearless идрианцам. В листе Боба проваленный ими лидерчек может стоить игры. Иногда деф/пасфайндер на каких нить хевихиттеров. В общем, must have.
  • Ириска. В этом листе может бегать гораздо агрессивнее, чем обычно, и выживать хода 2-3 при этом.
  • Мак Нилл. Интересный варинт. Во-первых, его пушка неплохо стреляет. Во-вторых, если мы берем много мерков, то +2 к дальности тоже ценно. Особенно горману. Свои 2 очка он обычно отрабатывает.

Итого. Мы имеем мощный, трудноубиваемый пехотный спам, спрятанный за облаками. На первый взгляд, почти крикс, но в реальности это не так. Боб — это во многом стрелковая армия. Огромное значение имеет стрельба при сближении и умение не отдать в первые 2-3 хода наши хрупкие модели. Именно в этом этапе мы должны получать преимущество в attrition, которое впоследствии приводит нас к победе.

 Как он играет

Этот раздел можно писать отдельно про каждый отряд, одни идрианцы — это 100500 советов и условий. Постараюсь вспомнить наиболее важные и общие.

  • Не спешить сближаться. Пока между нами облака, у наших стрелков преимущество. Брайн пишет, что обычно он первые 2 хода прячет идрианцев за облаками, максимально стреляя, и только на 3й минифитует ими, т.к. скорее всего к этому моменту уже пойдет ответная стрельба. Он называет это умеренно агрессивной игрой. Ноддин дог вобще держит их на задней линии, сберегая на позднюю игру. Честно говоря, у меня больше одного хода прятать их не получается, и минифитую я на второй ход. Но надо попробовать. В общем, идея проста, мы стрелковая армия и не бежим вперед в любом удобном случае.
  • Надо учиться играть облаками. Понимать, когда надо прекращать закрывать всю армию облаками и начинать прятать ключевые модели. Слишком рано прекратишь – потеряешь несколько лишних идрианцев или вобще целый ход стрельбы. Слишком поздно – потери ключевых соло.
  • Помнить, что Боб хорош в attrition, но он всегда способен устроить кастер килл в 20+ дюймах. Особенно в тех случаях, когда с атришеном что-то пошло не так, и у него появилось много душ. Лучший пример — это Асфик. Если он сделает забег попки через Excarnate, то он убьет полармии. Но в ответ получит боба в 20 фоках на дистанции КК, и от этого ему будет сложно закрыться.
  • Аккуратно выбирать цель Prey Идрианцев. Потом его уже не будет возможности переложить. Так что целить лучше колосалов, кастеров, особенно хлипких и жадных до фокуса. Или какие-то наиболее критичные цели. Например, Гастона, если с Галеоном.
  • С особым внимаем следить за аттачем к идринцем, если у противника есть RFP. Безвозвратная потеря guide очень сильно ударит по боеспособности.
  • Держать юнит лидеров в первых рядах. Это критично, чтобы восстанавливать фитом модельки в максимально удобных местах. Особенно Идрианцев с возможнностью восстановить офицера и сразу же мерять лидерство от него.
  • Guide держать максимально сзади. Чтобы работал Prey, ему даже не обязательно быть в команднике. Надо, чтобы он просто был жив. Если восстанавливаете офицера идрианцев максимально в тылу врага, не бойтесь потерять гида из командника.

Несмотря на то, что правил много, многие из них очень зависят от наполнения листа. Кастер очень гибкий как по содержанию листа, так и по тактике. Места для настройки под себя очень много. При этом на всех уровнях игры, от общей стратегии до тактических финтов. Это дает ему два важных перимущества:

  • Им действительно интересно играть. Нет ощущения тупого кирпича, который ломится вперед. Одно время я пытался им играть от кирпича, но пришел к выводу, что вариант далек от оптимального. Боб может и должен играть очень гибко.
  • Боб вариативен и способен всегда удивить оппонента. Это неплохое преимущество на турнирах. Вряд ли ваш оппонент разбирается в видах Боба. А у пехоты в облаках может быть разная заточка. От ударного кулака, который желает побыстрее ворваться в мили, до откровенного ганлайна. Так что сложно будет по-любому не только вам, но и оппненту)

Заключение.

Пожалуй, на этом и закончим, все равно до этого места никто не дочитает. Что можно сказать… не Харби единой жив Протекторат. Если хотите создать свой лист именно под свой стиль, а не играть в нетлистинг, и Харби вам почему-то не нравится, то Боб — отличная база. Единственное «но»: сложный он, во всяком случае, для меня. Что бы не путаться в актвации всего этого табуна и играть без ошибок мне, например, года не хватило.

комментариев 10
  1. Blood Mist – If this attack boxes a living model, center a 3˝
    AOE cloud effect on the boxed model and remove it from
    play. The cloud effect remains in play for one round.

    Вот почему бладвичи неприятны.

  2. Канти ты смешал двух Ирусков. Частая проблема всех игроков за другие фракции. еИруск это про буст на попасть и урон дальних атак и таф в команднике. пИруск про айрон флеш и таф на фите 4+. Предлагаю тебе протестировать обоих Ирусков против боба. Можно даже батл репорт сварганить.

    • по поводу Ируска это был пересказ постов Вайта и там именно Ируск2. А потестить — это можно. Я Боба против Кадора вобще не наигрывал, а люди говорят, что он может.

  3. Привет. стал присматриваться к Бобу. До это не гонял его, но душа просит разнообразия. Вот думаю не прокатят ли с ним наши неиграющие ТФГ-огнеметчики? Если уж Боб в состоянии довести до цели бастионов, то он вполне в состоянии ,в теории, довести и Клинзеров. Их полный отряд с офицером представляется уместным. Сначала они могут отжечь из-за облаков, а потом пойти на корм Реклеймеру. еще одно АОЕ4 лишним не будет, можно класть на своего же грунта . Можно ставить огненную стенку прям перед облаками самого Боба, дабы превентить вбегания со стороны противника. Что думают Бобоводы на это?

    • Инетересная мысль. Сам никогда не водил их и ниразу не видел их под Бобом. Надо понимать какую проблему ты хочешь ими решить, я пока не понмаю. На мой взгляд основная их проблема — попадемость. Рат 5 нерадует.

  4. ну вот как я вижу огнеметы- это туча шаблонов с косым РАТом, но ведром кубов. На средних бросках должно попадать по пехоте в 12 дефенсе. Что-то типа бейнов, экземпляров и д.р. пехотное мясо, которое если и не умрет с дамаг ролла, еще и погорит потом.Бобу это еще одно 4 АОЕ в его завесу и стенка огня на пути моделей, на которые потом может оппонент наводить свои заклы и др. К тому же Клинзеры могут и что-то отстрелить хайдефное своим псевдоКРА. Вот так мне видится в первом приближении:
    ystem: Warmachine
    Faction: Protectorate of Menoth
    Casters: 1/1
    Points: 50/50
    The High Reclaimer (*6pts)
    * Devout (5pts)
    * Scourge of Heresy (9pts)
    * Hierophant (2pts)
    Choir of Menoth (Leader and 5 Grunts) (3pts)
    Deliverer Sunburst Crew (Leader and 2 Grunts) (3pts)
    Deliverer Sunburst Crew (Leader and 2 Grunts) (3pts)
    Exemplar Vengers (Leader and 4 Grunts) (11pts)
    Flameguard Cleansers (Leader and 9 Grunts) (8pts)
    * Flameguard Cleanser Officer (2pts)
    Lady Aiyana & Master Holt (4pts)
    Eiryss, Angel of Retribution (3pts)
    The Covenant of Menoth (2pts)
    The Wrack (3 wracks) (1pts)

    • Артиллерия, огнеметы неожиданный набор. В джека тогда ванквищера надо. Еще один шаблон будет.
      А если серьезно, с трудом понимаю для чего такой лист и конкретные юниты и джеки в нем. Если ты пробовал им играть напиши пожалуйста в чем идея.

Добавить комментарий

Для отправки комментария вы должны авторизоваться.